Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Социализация детей дошкольного возраста на любом возрастном этапе происходит, прежде всего, через игру. Старший дошкольный возраст считается конечным этапом начального звена социализации детей на уровне дошкольных учебных заведений. Как правило, именно тогда в их жизни происходят значительные изменения.

Чтобы воспитать полноценную личность, необходимо всецело содействовать социально-психологической адаптации ребенка в его первых социальных группах (семье и детском саду). Нахождение своего места в этих социальных образованиях является залогом успешного взаимодействия дошкольника с обществом и окружающим миром в дальнейшем.

Основным средством познания внешнего мира для ребенка 3-6 лет является собственная речь. Он учится строить диалог, задавать вопросы, анализировать полученные вербальным путем знания.

Факторы социализации личности дошкольника могут быть внутренними и внешними. К первым относят индивидуальные особенности ребенка-дошкольника, которые непосредственно влияют на формирование картины его мира и предопределяют манеру переживания межличностных отношений.

Внешние факторы определяют форму и содержание социализации дошкольника, а также задают векторы его дальнейшего развития. К ним относятся:

  • семья;
  • детский коллектив и кружки по интересам;
  • дошкольные учреждения и центры раннего развития;
  • религия и культура социальной группы.

Благодаря успешной ранней социализации ребенок легче адаптируется в школе, поскольку готов к свободному общению со взрослыми (учителями) и сверстниками. Считается, что человеческая личность практически на 70% формируется именно в этот период. Поэтому многие психологи уверенны, что именно ранняя социализация во многом определяет дальнейшую судьбу человека.