Подростковый возраст (10-12 – 17-18 лет)

Временные границы подросткового возраста определить сложно. Они зависят от индивидуальных качеств человека, от его социального положения. Многие исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст начинается в 11, а заканчивается в 21 год.

Подростковый возраст, пожалуй, самый сложный в жизни человека. В процессе его человек превращается из ребёнка во взрослого, причём изменения происходят как на психическом, так и на физическом и социальном уровнях.

В этот период человек по многу раз меняет отношение к жизни, постоянно происходит переоценка ценностей. Мышление подростка становится более сложным, гибким и логичным. Постепенно формируется самосознание.

Тело человека меняется так же стремительно. К 21 году оно приобретает черты взрослого человека. Ни в одном из следующих жизненных периодов не происходит такого стремительного изменения и роста тела.

Происходит постепенное профессиональное самоопределение подростка. Человек в этом возрасте ищет себя, находит новые интересы. Происходит накопление жизненного опыта и умений. Подросток ощущает свою принадлежность к какой-то социальной группе, будь то семья либо друзья, либо религиозная община.

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на личность

Безусловно, подростковый возраст является переломным и крайне сложным этапом в жизни человека. Все изменения, которые проходят в этот промежуток времени, в значительной мере затрагивают не только самого ребенка, но и окружающих: его родителей, учителей, сверстников и т.д. В возрастной психологии подростковый период считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями всех сторон жизни и развития человека. Кризис подросткового возраста, как правило, связан с изменением ведущей деятельности и социальной ситуации.

Главная особенность подросткового периода заключается в промежуточном статусе подростка, так как он занимает определенную возрастную нишу между взрослостью и детством. Соответственно, социальная ситуация развития в подростковом возрасте переходная (характеризует переход зависимого состояния к самостоятельному).

Что касается ведущей деятельности, то у младших школьников она учебная, а в подростковом возрасте ее постепенно вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками, в ходе которого происходит становление абсолютно нового уровня самосознания ребенка и формирование навыков социального взаимодействия. Он учится подчиняться, но по необходимости отстаивать свои права. Помимо этого, общение становится для подростка важнейшим информационным каналом.

Основные особенности подросткового возраста объясняются резкой сменой интересов. Очень часто этот период сопровождается снижением школьной мотивации, в результате которой страдает учебная деятельность. В попытках вернуть былые школьные успехи своего ребенка родители нередко ограничивают его контакты со сверстниками, однако далеко не всегда подобное решение является правильным. Не стоит забывать, что общение с ровесниками является важнейшей деятельностью для любого подростка, и оно крайне необходимо для полноценного психоэмоционального развития личности.

Многие характерные особенности поведения подростков объясняются не только психологическими аспектами, но и физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этот период. Из-за полового созревания и неравномерного физиологического развития подростковый возраст характеризуется резкими колебаниями настроения (от депрессии до экзальтации) и эмоциональной неустойчивостью.

Поведение подростков может быть просто непредсказуемым. За достаточно короткий промежуток времени они могут демонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • нежность и ласковость проявляются на фоне абсолютно недетской жестокости;
  • романтические настроения могут граничить с расчетливостью и цинизмом;
  • потребность в общении быстро сменяется потребностью уединения;
  • развязность в поведении нередко сочетается с застенчивостью;
  • излишняя самоуверенность, категоричность, безаппеляционность в суждениях может быстро сменяться ранимостью и неуверенностью;
  • на смену неуемной жажде деятельности может внезапно прийти апатия, отсутствие желания и стремления что-либо делать;
  • настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с импульсивностью.

Пиком эмоциональной неустойчивости принято считать возраст 13-15 лет для девочек и 11-13 лет для мальчиков. При этом самые бурные аффективные реакции у подростка возникают при попытках окружающих ущемить его самолюбие.

Во многом важность этого периода заключается в возникновении ряда важнейших индивидуальных задач. Приоритетные линии развития детей подросткового возраста связаны с прохождением кризисов личности. Первый связан с отделением от родителей и приобретением самостоятельности. Второй является кризисом идентичности.

Социализация в период подросткового возраста

Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста – взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.

Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и самостоятельности. Именно в борьбе за них подросток узнает свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно. При этом важно, чтобы такая борьба не принимала крайних форм и проходила в безопасных условиях. По сути, для подростка важна даже не сама самостоятельность, а признание взрослыми возможности самостоятельно распоряжаться собой.

Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:

  • изменением деятельности и условий жизни;
  • серьезной перестройкой психики;
  • ломкой старых, устоявшихся форм общения и отношений с людьми.

Возможно, именно поэтому период подросткового возраста считается более трудным для воспитания и обучения, чем младший и старший. Действительно, для подростков старые методы и формы объяснения нового материала становятся непригодными. Если еще недавно школьник охотно выслушивал подробные объяснения учителей, то теперь эта же форма знакомства с новыми знаниями нередко вызывает у него скуку, равнодушие и явно тяготит. Ученик, который еще недавно был склонен к дословному воспроизведению усвоенного материала, теперь стремится излагать выученное «своими словами» и нередко протестует, когда от него требуют точного воссоздания формул, законов и определений. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Беспрекословно принимавший ранее требования и указания взрослых, он начинает относиться к ним избирательно-критически. Он считает, что поступающие требования и указания должны быть логически убедительны и достаточно аргументированы (с его точки зрения). У подростка появляется собственное мнение, которое, к удивлению учителя, нередко расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются преувеличенным представлением о собственном достоинстве и необъяснимой обидчивостью. Все это – традиционная характеристика подросткового возраста, которая иногда становится причиной возникающего конфликта педагога с учениками-подростками.

Проблемы подросткового возраста, связанные с обучением и воспитанием подростка, как раз и состоят в необходимости изменения привычных форм взаимодействия со школьниками. Удачные в прошлом методы влияния и воздействия, в частности, контроль за деятельностью и жизнью подростка, нужно менять. Нередко педагогу приходится находить какие-то свои, совершенно новые средства и приемы воспитательного и учебного воздействия, которые оказываются наиболее эффективными.

Характер и физическое развитие детей подросткового возраста

Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:

  • специфических социальных факторов;
  • различных условий воспитания и обучения подростков.

И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.

Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы. Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей. Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые.

Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

  • краткосрочным расстройствам кровообращения;
  • возрастному напряжению сердечной деятельности;
  • повышению кровяного давления.

В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.

Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.

Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет

Определяющим фактором физического развития подростка является половое созревание. В этот переломный период начинают функционировать половые железы и появляются характерные угри на коже. Когда именно начнутся эти процессы, во многом зависит от национально-этнографических и климатических факторов. К примеру, у жителей южных регионов половое созревание начинается раньше, чем у северян. Немалое значение имеют также особенности индивидуальной жизни подростка: начиная от состояния здоровья, питания, режима работы, отдыха и заканчивая перенесенными болезнями и окружающей обстановкой. Со всеми поправками началом полового созревания принято считать возраст 12-13 лет у мальчиков, и 11-12 – у девочек. Завершается этот процесс к 15-16 и 13-14 годам соответственно (старший подростковый возраст). К концу этого периода, как правило, происходит отделение подростка от семьи, поиск новых отношений и впечатлений от внешнего мира. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток стремится к любовным отношениям.

Особенности физического развития становятся одной из главных причин неуравновешенности характера подростков, эмоциональной возбудимости, сравнительно частых, резких и непрогнозируемых скачков настроения, которые в сочетании с активностью и бурной энергией при недостаточной выдержке и дисциплинированности нередко приводят в детских коллективах к крикливости и несерьезности. Особенно опасен подобными проявлениями ранний подростковый возраст, поэтому довольно часто мы наблюдаем беготню по лестницам и возню именно 10-13-летних детей.

Разумеется, подобные черты вовсе не являются обязательными спутниками подросткового периода. В прекрасно организованном коллективе с твердыми требовательными руководителями картина поведения подростков, как правило, иная. Однако бодрость, подвижность, шумность, импульсивность и активное общение в подростковом возрасте являются неизменными спутниками.

Заметное развитие наблюдается у волевых черт характера. В подростковом возрасте формируются настойчивость и упорство, умение преодолевать трудности и неприятности на пути к своей цели. В отличие от школьников помладше подростки способны не только к отдельным волевым поступкам, но и к полноценной деятельности. В младшем возрасте ученики крайне редко самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, для достижения которых требуются усилия воли. Как правило, их к этому подталкивают родители и учителя. Однако подростки гораздо чаще сами ставят перед собой такие задачи и самостоятельно планируют деятельность по их решению.

Тем не менее, волевые качества в подростковом возрасте развиты еще не полностью, поэтому проявлять их во всех аспектах своей жизни подросток не может. Чаще всего настойчивость проявляется в одном виде деятельности (например, в спорте) в ущерб другим (например, учебе).

Кризис идентичности в подростковом возрасте

Многочисленные трудности подросткового возраста неизбежно накапливаются и проявляются в нескольких кризисах. Во время первого из них происходит поиск, а затем и выбор взрослой идентичности, нового отношения к внешнему миру и к себе. Внешне это проявляется в активизации интереса – подростки постоянно общаются на разные темы, затрагивая нравственные и моральные вопросы, а также межличностные отношения. Они не устают что-то доказывать друг другу и проявлять интерес к исследованию самого себя и уровня своих способностей. Именно поэтому подросткам так интересны прохождения тестов и участие в школьных олимпиадах.

Изменения в подростковом возрасте неизменно сопровождаются бурным развитием сознания и самосознания. Именно поэтому подростки часто склонны к уходу в себя, чрезмерно самокритичны и чувствительны к посторонней критике. Любые оценки и замечания со стороны значащих для них людей могут вызывать активную и подчас непредсказуемую реакцию.

Независимо от возраста подростка становление нового уровня его самосознания (так называемой «Я-концепции») выражается в желании понять себя, осознать свои особенности и потенциал, найти сходство с окружающими людьми и оценить свою уникальность и неповторимость. Соответственно, именно в этот период отмечается существенное снижение ценности общения в кругу семьи, гораздо больший авторитет приобретают друзья. Требования со стороны родителей сохраняют свое влияние только при условии их значимости за пределами семейства.

Познание себя через схожесть с другими у подростка происходит во время общения со сверстниками. По сути, подростки образуют свою особую подростковую субкультуру, так как имеют свои собственные установки, нормы и специфические формы поведения. Для них крайне важным является чувство принадлежности к референтной группе, поэтому они всеми силами стремятся занять в ней свое место. Внешне это может противоречить бунту против общепринятых норм взрослых, однако именно в подобной ситуации и формируется самосознание – перенесенное вовнутрь социальное сознание.