Новорожденность (первые 4 недели)
Зрелый / средний возраст (1 период 20-21 - 35 лет, 2 период 35 - 55-60 лет)

Учебная деятельность шестилетних детей и ее мотивы

Психологи установили, что именно возраст шести (а не семи) лет является наиболее благоприятным (сензитивным) для обучения чтению. Если начинать позже, то освоение грамоты будет осуществляться с большим трудом и напряжением. Важно не упустить оптимальные сроки, тем самым способствуя своевременному психическому развитию, предупреждению его возможной задержки. В процессе учебной деятельности ребенок приобретает знания об окружающем мире, новые навыки, умения. Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это его деятельность по самоизменению.

Здесь важно подчеркнуть один момент. Посещать школу еще не значит владеть учебной деятельностью, уметь учиться. Учебная деятельность - это не обычная учеба школьников, их стихийно сложившееся учебное поведение. Учебную деятельность отличает от обычного учебного поведения два аспекта: во-первых, ученик сам стремится к тому, чтобы в ходе учебы он изменялся, рос, и, во-вторых, направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).

Например, если ученик посещает школу и делает уроки ради того, чтобы не расстраивать родителей, или ради того, чтобы избежать наказаний и т. п., то его деятельность не является учебной.

Во всякой деятельности различают цель и мотивы. Цель деятельности - это ее осознаваемый результат. Но насколько шестилетний ребенок способен осознавать результат и стремиться к нему, т. е. удерживать цель? Некоторые психологи, сторонники так называемой «спонтанной», или «процессуальной», теории детской деятельности считают, что на этой ступени развития у ребенка еще нет побуждений действовать целенаправленно и в основе его деятельности лежит увлечение самим процессом безотносительно к его результатам. На этом подходе основана теория «непреднамеренною обучения», в процессе которого дети не стремятся к результатам овладениz знаниями, умениями. Так, один из крупных представителей этого направления, немецкий психолог В Штерн считал, что дошкольник не обладает «сознательной волей к учению», что он настолько захвачен настоящим моментом, что еще далек от намерения приобрести что-либо впрок, для будущего. Учение дошкольника, по его мнению, является не чем иным, как продуктом другой деятельности, бессознательным отбором впечатлений, которые в избытке поставляет ему окружающая среда. Рациональным зерном этой концепции является различение познавательной и волевой сторон учения. Однако согласиться с жестким противопоставлением «дошкольного» и «школьного» учения никак нельзя. Разное соотношение составляющих в процессе учения еще не означает того, что он распадается на два противостоящих процесса.

Чем же определяется, от чего зависит характер учения дошкольника? По мнению Л. С. Выготского, он определяется отношением к требованиям взрослого, которые Л. С. Выготский условно называл программой того, кто обучает ребенка. До 3 лет, отмечает Л. С. Выготский, ребенок учится как бы по своей собственной программе, а не по программе взрослых. Прежде чем он становится способным учиться систематически (по программе взрослых), он проходит известный подготовительный этап. В ходе его новые требования, предъявляемые к нему со стороны других людей, постепенно превращаются в его «собственную» программу. Происходит это не сразу и не просто. К 6—7 годам ребенок как раз и делает в своем учении следующий новый шаг — он начинает учиться по программе своих педагогов, приближаясь к требованиям школы.

Итак, учебная деятельность направлена на результат. Но результат этот своеобразен. Как уже говорилось, он заключается не во внешних изменениях (как это наблюдается в изобразительной или трудовой дея-тельности), а во внутренних, которые происходят в самом ребенке, в приобретенных им знаниях, умениях, навыках. Нацеленность, направленность на такой результат складывается у детей постепенно и в далеко не одинаковой степени. Каждая деятельность побуждается определенными мотивами. Так ради чего шестилетние дети занимаются учебной деятельностью? Как они относятся к ней? Ответ на эти вопросы важен педагогу, поскольку учение приобретает для ребенка различный смысл, в зависимости от того, каков его мотив.

Дети изначально положительно относятся к школе. По данным анкет родителей, положительное отношение к учению проявляют 82% детей подготовительных классов и 90% детей подготовительных групп, по материалам опроса учителей и воспитателей, соответственно 85 и 95%.

Каким видам деятельности дети отдают предпочтение? Значительная часть учащихся подготовительных (70%) и первых классов (53%) отдают предпочтение дошкольным видам занятий (по данным С. Д. Максименко и С. Л. Коробко). 66% детей, посещающих подготовительные классы, выразили желание увеличить перемены, за это же высказались лишь 24% учащихся 1 класса. Каковы главные мотивы учебной деятельности шестилетних? Исследования показывают, что доминирующее значение у детей этого возраста имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности. Большинство детей привлекает возможность реализовать в роли школьника потребности в признании, в общении, в самоутверждении. В начале учебного года мотивы, связанные с самим познанием, учением, имеют незначительный вес. Но к концу учебного года детей с этим типом мотивации учения становится больше (очевидно, под педагогическим воздействием учителя, воспитателя). Однако исследователи предостерегают: успокаиваться рано. Познавательные мотивы шестилетних еще крайне неустойчивы, ситуативны. Они нуждаются в постоянном, но косвенном, ненавязчивом подкреплении.

Педагогу важно сохранить и увеличить интерес детей к школе. Ему важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребенка на данном этапе, чтобы с учетом этого строить свое обучение. Напомним: учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Поскольку в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется и воля (так необходимая в учении) еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения (его полимотивированность) при обучении детей в школе. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную и т. д. — и акцентировать ее в большей степени, чем это пока делается при обучении шестилеток. Такой максимальной полимотивированности учения целесообразно придерживаться в I полугодии учебного года. Поскольку во II полугодии, особенно к его концу, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю учебную мотивацию, следует более широко использовать и прямые мотивы обучения.