Становление личности в переходном возрасте

Переходный возраст – это период физиологических и психологических изменений в растущем организме, которые влияют не только на самого подростка, но и на его окружение. Ключ к успешному преодолению данного кризисного периода кроется в понимании природы физических и эмоциональных особенностей подросткового организма.

Общая характеристика переходного возраста

Схожесть данного этапа развития с младенческом периодом состоит в том, что тело человека меняется с невероятной скоростью. Как правило, подростка пугают все эти процессы, возникают трудности с восприятием себя, которые и стают одной из причин кризиса подросткового возраста. Ученые выделяют несколько ключевых изменений в организме, которые происходят на этапе переходного возраста:

  • Быстрое увеличение роста и массы тела – скачок развития длится около года. За этот период рост девочек становится больше в среднем на 9 см, мальчиков – на 10,4 см. Как правило, скачок роста у подростков мужского пола происходит на два года позже. Масса тела увеличивается за счет развития жировой (характерно для женского организма) и мышечной (наблюдается в мужском организме) массы.
  • Появление вторичных половых признаков. Для переходного возраста характерным является изменение гормонально фона, вследствие чего у мальчиков начинается активный рост волос на лице, происходят изменения голоса и увеличивается размер полового члена, а у девочек начинаются менструации. Кроме того, у обоих полов наблюдаются появление волос в паховой и подмышечной зоне, а также повышенная секреция потовых и сальных желез.
  • Активное развитие головного мозга. Данные различных исследований свидетельствуют, что развитие мозга у человека продолжается вплоть до окончания периода полового созревания. Нестабильность эмоционального состояния является следствием нейронных связей, которые в подростковом возрасте особенно сильно влияют на мыслительные функции и эмоции.

Чтобы справиться с огромными объемами работы на этапе быстрого изменения, организму требуется больше отдыха. Специалисты утверждают, что подросткам нужно в среднем 9,5 часов сна. Это основная причина того, почему дети в переходном возрасте спят дольше обычного и испытывают сложности с ранним подъемом. Подростковая неуклюжесть также является следствием возрастных изменений, к которым необходимо адаптироваться.

Рост массы тела является причиной того, что большинство девушек-подростков начинают пристально следить за своим весом. Данные различных опросов и исследований свидетельствуют, что 60-70% девушек в первый раз садятся на диету именно в переходном возрасте. Последствиями неправильного питания и отсутствия в рационе необходимых витаминов и микроэлементов являются нарушения в пищеварительной системе, что в самых сложных случаях приводит к развитию таких заболеваний, как анорексия и булимия.

В переходном возрасте подростки начинают интересоваться вопросами секса. Физиологические и гормональные изменения вызывают естественный интерес к противоположному полу. Психологи советуют родителям именно в этом возрасте помочь ребенку побольше узнать о сексуальной стороне отношений между мужчинами и женщинами, рассказать о методах защиты от нежелательной беременности и половых инфекций. Необходимо научить подростка ответственно подходить к любым вопросам, связанным с сексом, в том числе и с отношениями с партнером, которые передуют половому контакту.

Развитие когнитивных способностей в переходном возрасте

Признаки переходного возраста активно проявляются и в когнитивной сфере. Ученые выделяют несколько ключевых изменений, связанных с мыслительными процессами:

  • Развитие способности к аргументации. Подросток учится не только принимать, но и обосновывать свои решения, анализировать существующие обстоятельства и прогнозировать развитие ситуации. Самостоятельное мышление индивида становится точным и логичным.
  • Развитие способности к абстрактному и метамышлению. Подросток оперирует абстрактными категориями, которые существуют только в его воображении. Появление такой способности свидетельствует о готовности человека изучать сложные нематериальные вещи, размышлять на тему веры, духовности, доверия, любви и т.д. Метамышление позволяет человеку видеть мир с точки зрения других членов общества. Таким образом, подросток получает возможность эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Развитие когнитивных способностей влияет на поведение подростка. Для переходного возраста характерны:

  • Застенчивость. Эгоцентрическое восприятие себя заставляет ребенка думать, что все окружающие сосредоточены на его внешнем виде и поведении. Это основная причина подростковой застенчивости, которая иногда может прикрываться агрессивным поведением.
  • Бесстрашие. Уверенность в том, что плохие вещи случаются только с другими людьми, может вызывать провокационное и бесшабашное поведение в подростковом возрасте. Лишь немногие парни и девушки способны делать правильные абстрактные умозаключения, в то время как подавляющее большинство подростков уверены, что они никогда не заболеют раком, не станут алко- или наркозависимыми, а секс без презерватива не закончится нежелательной беременностью или венерическим заболеванием.
  • Акцентирование внимания на ошибках окружающих. Поступки других людей оцениваются категорично. Чаще всего, главными антагонистами у подростков являются их родители, о чем им, как правило, сообщается в довольно резкой форме. Критика в свой адрес воспринимается подростками болезненно.

Психологическое развитие и социальная адаптация подростков

Переходный возраст у девочек и мальчиков связан с этапом становления личности, которая интегрируется в окружающий социум. Подростки придают огромное значение мнению окружающих, что зачастую приводит к попыткам изменить себя в угоду совершенно посторонним людям. Примерка различных социальных ролей помогает определить уникальные особенности собственной личности.

В переходном возрасте подростки стремятся отстоять право на свою независимость от взрослых. Наиболее распространенным признаком такой борьбы является подростковый бунт. Иногда это происходит в довольно грубой форме, однако психологи настаивают на важности данного этапа взросления. В противном случае человек может превратиться в безвольную и инфантильную личность, которая на протяжении всей жизни будет нуждаться в поддержке родителей и других людей.

Переходной период – это этап становления жизненных целей и приоритетов. Конечно, они могут меняться еще не один раз, однако планирование будущего является главным признаком вступления в самостоятельную жизнь. Задача родителей – обратить внимание подростка на его способности и склонности, а также показать существующие пути реализации его талантов. Психологи подчеркивают, что в переходном возрасте необходимо поощрять любые стремления ребенка.

Физиологические изменения у мальчиков переходного возраста

Переходный возраст у мальчиков имеет несколько характерных физиологических признаков:

  • увеличение темпов роста мышц и укрепления костей;
  • расширение плечевого пояса;
  • увеличение размера полового члена и яичек;
  • появление волос в лобковой, подмышечной зоне и на лице;
  • изменение голоса (рост голосовых связок, хрящей и мускулатуры горла);
  • появление поллюций (неконтролируемых эякуляций во время сна).

Для мальчиков очень важным является ритуал первого бритья, даже если на лице появился только едва заметный пушок. Повышенная секреция сальных желез часто является причиной возникновения угревой сыпи. Чтобы избежать появления психологических проблем и комплексов на этой почве, необходимо обратиться к косметологам, которые эффективно решат проблему подростковых высыпаний.

Пик полового созревания приходится на 12-14 лет. В этот период мальчики растут в среднем на 10 см в год. Половая зрелость наступает у парней примерно в 22 года. Рост сексуальной активности и влечение к женскому полу может привести к проблемам с поведением. Мальчик стремится доказать, что он уже достаточно взрослый для отношений с противоположным полом. Сложность состоит в том, что подросток не может реализовать свои стремления касательно объекта симпатии, что приводит к чрезмерной эмоциональности и агрессивности.

Психологи утверждают, что такое поведение абсолютно характерно для любого подростка. Родителям стоит с пониманием относиться к переменам, которые происходят с их ребенком, и внимательно следить за любыми психическими изменениями его состояния. Обращаться за помощью к психологу следует в случаях:

  • длительных периодов апатии, подавленности и замкнутости;
  • вялости, усталости и отсутствии аппетита;
  • агрессивного поведения, направленного против одноклассников, родителей, учителей и других взрослых;
  • денежного вымогательства.

Совместные сеансы терапии под наблюдением психологов позволяют родителям и подросткам легче пережить кризис переходного возраста и восстановить взаимопонимание в семье.

Физиологические изменения у девочек в переходном возрасте

Признаки переходного возраста у девочек связанны с увеличением уровня половых гормонов в организме. Таким способом женские репродуктивные органы готовятся к будущему материнству и активизируют функцию продолжения рода. Начало переходного возраста у девочек – 10-11 лет. Длительность этого периода индивидуальна, однако в среднем активная фаза полового созревания продолжается 5-7 лет. Интенсивная выработка гормонов у девочек отражается практически на всех органах, однако больше всего на нервной, эндокринной и вегетососудистой системах. В переходном возрасте у девочек начинаются менструации, фигура становится угловатой, а движения неловкими.

Девочки-подростки страдают от всевозможных комплексов, которые порождаются их придирчивым отношением к своей внешности. Для них очень важно быть красивыми, чтобы привлекать внимание противоположного пола, поэтому любой дефект кожи или фигуры может привести к истерикам, нервозам и депрессии. Психологи подчеркивают, что родителям следует особенно тщательно следить за рационом ребенка в переходном возрасте, так как девочкам свойственно садиться на диеты или и вовсе отказываться от еды в стремлении избавиться от лишних килограммов.

Как пережить переходной период?

При появлении признаков переходного возраста (психологических и физиологических изменений) родители должны обсуждать их с ребенком как можно более деликатно. Возрастные изменения нельзя высмеивать, а все острые темы сглаживать или и вовсе не поднимать, так как это может привести к депрессивному состоянию у подростка. Нельзя допускать, чтобы ребенок стал замкнутым и отчужденным. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку родителей и знал: при необходимости он может получить помощь в решении любой проблемы.

Настоящее искусство – сохранить контакт с дочерью или сыном-подростком на протяжении всего периода кризиса переходного возраста. Для этого психологи предлагают три модели решения проблем:

  • Совместные действия. В половом воспитании подростка должны участвовать оба родителя. Сегодня существует масса источников, где можно найти нужную информацию, которая касается полового созревания. С ее помощью можно легко объяснить подростку причины и природу изменений в его организме. В воспитании мальчика ключевую роль играет именно отец. Сохранить взаимопонимание с сыном помогут уроки пользования бритвой и общения с девушками, а также разговоры на тему особенностей строения мужского организма. Процесс возникновения признаков переходного возраста у девочек (начало менструаций и критическое отношение к своей внешности) должен проходить под чутким наблюдением мамы. Важно научить девочку правильно ухаживать за своим телом, кожей, волосами и т.д., чтобы в будущем избежать комплексов, связанных с внешним видом.
  • Здоровый образ жизни. Растущий организм позитивно реагирует на любые подвижные занятия, поэтому подростку необходимы спортивные нагрузки. Специалисты рекомендуют тщательно следить за рационом ребенка, чтобы обеспечить организм набором витаминов и полезных микроэлементов. Родителям необходимо оградить подростка от пассивного образа жизни, алкоголя, курения и других вредных привычек.
  • Обмен опытом. Подростковый максимализм и нетерпимое отношение к проступкам окружающих присутствует в характере ребенка только потому, что он не осознает всех сложностей взрослой жизни.

Если подросток стремится поскорее стать самостоятельным, необходимо предоставить ему такую возможность: поручить ответственное дело, позволить спланировать семейный бюджет на неделю и т.д. В случае неудачи нельзя осуждать ребенка, а наоборот, стоит поддержать его дельным советом, который гарантированно пригодится ему в будущем.